«А я иду по деревянным городам, где мостовые скрипят как половицы». Именно с этой песней Городницкого я гуляю по деревянным городам. Они есть и в Эльзасе, и в Нормандии, и в нашей Бретани, конечно. Любили и сберегли здесь деревянный фахверк!
Вот в чем отличие таких городов, скажем, от столицы какой? В таких местечках хочется заглянуть в каждый дворик, потрогать все, до чего дотягиваешься. И можно совершенно не опасаться, что кто-то скажет «Фу, нельзя!».
Не спешить (в них особо-то и некуда спешить). Разглядывать чехарду деревянных балок и окошек. Застыть у ворот Жерзуаль, чтобы не спугнуть звуки арфы. Послушать-почитать историю, которая, скорее всего, много времени не отнимет, а к месту придется…
Динан. Нет, не так – Средневековый Динан. В череде дорогих мне деревянных городов занимает одно из первейших мест. Город-порт на речке Ранс, город искусства и ремесел. За каменной рубашкой крепостных стен длинною в 2,5 км, которые за всю историю города ни разу не были взяты штурмом, прекрасно сохранились средневековые площади и улицы.
Миновали этот город и масштабные пожары (участь немалого числа фахверковых домов в плотной городской застройке), и авиационные налеты союзников во 2-ой мировой пришлись больше на побережье. Все эти более чем удачные стечения обстоятельств нам только на руку – идемте же знакомиться!
Название города (по одной из версий) происходит от сокращения кельтских слов «Dunos» и «Ahna» – некая древняя покровительница живых и мертвых (не путать с христианской святой Анной). Названия же улиц Динана отсылают к той эпохе, когда город богател за счет торговли и ремесел. Здесь обжигались изделия гончарного промысла и выделывались кожи, стучали ткацкие станки и разворачивались будущие крепкие паруса. Вот на таких хитро устроенных чердаках сушились кожи и парусина. Кожевенники (а позже, когда кожевенные закрылись, прачки с берегов Ранса) открывали или закрывали “жалюзи” в зависимости от направления ветра.
Над крышами города возвышаются два шпиля. Это городская колокольня и купол церкви Сен-Совёр. Своей необычной формой они обязаны городским корабелам и их вынужденной зимней безработице.
Было время, и в Динане возводились церкви и строились многочисленные монастыри. Первые монахи обосновались у подножия холма на берегах Ранса еще в IX в. Сам Номиноэ «Первый король Бретани» пожаловал им земли и привилегии.
Было время, и монастыри эти разгонялись, разрушались или становились школами, больницами, театрами, домами престарелых… иные возвращались церкви и до сих пор радуют нас красками свой витражей.
Первый деревянный замок Динана в 1065 г. сжег Вильгельм Завоеватель, о чем рассказывает нам вышивка из Байё. По свидетельствам арабского географа Идриси, уже в XII в. Динан являл собой крупный центр за каменными стенами на перекрестке наземного маршрута Восток-Запад и водного пути Север-Юг, он же – речка Ранс. Новый шато-донжон, сохранившийся до наших дней, был построен к 1385 г. герцогом Бретани Жаном IV. Что примечательно, располагается он вне крепостной стены, и городской музей в нем прекрасно себя чувствует.
В Динане славный рыцарь Бертран Дюгеклен держал осаду и вызволял из английского плена своего брата. С именем этого героя Столетней войны связано в городе немало мест и… историй. В местной церкви Сен-Совёр покоится сердце этого выдающегося коннетабля Франции (а всего у Дюгеклена аж 4 могилы, одна из которых находится в усыпальнице французских королей в церкви Сен-Дени в ногах Карла V, – высшая посмертная почесть, оказанная за его заслуги).
«Прекрасную религию придумали индусы», а жители древнего Динана в XV веке придумали эффективный таможенный барьер: соорудили приземистый каменный мост через речку Ранс – такой низкий, что большим кораблям проплыть под ним не представлялось возможным.
Чтобы двигаться водным путем дальше к морю в Сен-Мало или Фландрию, приходилось разгружать корабли, переправлять их по суше, перегружать товары и платить мзду местным предпринимателям. Честный отъем денег грабежом ведь не считается? Мост стоит и поныне… Значит ли это, что всех все устраивало? Очень живописно, между прочим, стоит. В XIX в. через долину Ранса построили более современную переправу – виадук высотою 41 м, по которому и проходит сейчас основной трафик.
Все эти истории разворачивает Динан и поныне. К ним очень легко прикоснуться, стоит только ступить в сень его крутых извилистых улиц. “Крутые улицы” здесь не фигура речи. Например, rue du Petit Fort имеет наклон под 45°!
Динан сохранил более сотни фахверковых домов, 48 из них построены до 1600-го года. Один из самых старых домов города – La Lycorne (“Единорог”), на камине которого выбита дата 1497, сегодня ресторан, что до сих пор радушно распахивает свои двери посетителям. Фахверковые фасады один другого разнообразнее и краше, а резьба и детали в убранстве домов не перестают останавливать на ходу. Дома аркадного типа на площади Кордельеров / place des Cordeliers сменяют дома с витринами на rue de l’Horloge, а дома с чердаками для сушки кож спускаются от ворот Жерзуаль к порту. Те, кто занимались выделкой кож, и сопутствующие процессу запахи, должны были держаться подальше от других жителей города…
А вот свои вкусные запахи старых харчевен, постоялых дворов, блинных-crêperie, как и звуки Фестиваля средневековой музыки и «Праздника Крепостных стен», Динан сохранил. Это не плод твоего воображения, а диалог, который ведет с тобой старый город под бокал сидра. Тут еще правильнее местный сидр с берегов Ранса. Слушай, наслаждайся. И не говори потом, что не слышал.
Вероника Давыдкова специально для gid-france.ru
PS: Прогулку по Динану удобно сочетать с другими путешествиями по Бретани – самой Северо-Западной провинции Франции: рядом находится «Город корсаров» Сен-Мало и столица Бретани — Ренн. Знакомы нам и природные прогулки к древним мегалитам в округе или же тропой таможенника к маякам и форту Ла-Латт на мысе Фреель. А можно заехать устриц отведать в Канкале или «заглянуть» в частный жилой замок Бьенасси (строился с 1620 г.; его парк, классифицированный в списке «Парки и сады Франции»). Знаем дорогу и к руинам укрепленного шато Юнодей — в сезон место проведения различных выставок и даже кинотеатр под открытым небом…
Напишите нам о своих пожеланиях (возможные даты, места проживания, объекты экскурсий). Наше дело – логично и ярко уложить «все это» в конкретный маршрут.